Недавно в судебной практике наблюдается резкий рост случаев, когда пострадавшие в ДТП добиваются взыскания полной стоимости восстановительного ремонта, превышающей лимиты, предусмотренные полисом ОСАГО. Как это стало возможным?
Рост исков против страховых компаний
Страховые компании стараются сократить затраты, предлагая клиентам выплаты, которые далеко не всегда соответствуют реальной стоимости ремонта. Однако жертвам ДТП стоит знать, что в суде у них есть шансы получить справедливую компенсацию. Например, в недавнем деле, потерпевший обратился в страховую компанию виновника аварии, и после заниженной оценки ущерба в размере 215 000 рублей, мужчина осознал, что для восстановления автомобиля потребуются значительно большие средства.
Судя по новым тенденциям, растет количество положительных решений судов в отношении автомобилистов, и все больше случаев заканчиваются взысканием сумм, превышающих стандартные лимиты.
Схема выплат и заниженные оценки
Согласно действующему законодательству, страхователь должен либо организовать ремонт на СТО, либо выплатить денежную компенсацию в размере, не превышающем 400 000 рублей. Однако многие компании выбирают прибыльный путь: вместо организации ремонта они предлагают клиенту заниженную сумму, оставляя его наедине с проблемой восстановления своего авто.
Тем не менее, автовладельцы начали активно обращаться в суды, и там подтверждается, что оценка стоимости ремонта нередко оказывается значительно ниже реального уровня. Так, в одном из случаев независимая экспертиза установила, что, в отличие от оценки страховой компании, реальные затраты на восстановление автомобиля достигли 623 000 рублей. В результате, суд частично удовлетворил иск, взыскав разницу стоимости с учетом уже выплаченной суммы.
Судебные прецеденты
Интересен случай, когда апелляционный суд изменил решение первой инстанции, указывая на законодательные нормы о лимите ответственности страховщика. Однако кассационная инстанция восстановила решение суда первой инстанции, отметив, что при отсутствии организации ремонта со стороны страховой компании, потерпевший вправе требовать возмещения реальной стоимости ремонта без учета износа. Таким образом, в аналогичных ситуациях лимиты, установленные законодательно, не применяются.
Постепенно формируется судейская практика, защищающая права автовладельцев и открывающая новые возможности для получения справедливости в случае ДТП.