Пенсионная система России: незакрытая дыра в учете стажа

Пенсионная система России: незакрытая дыра в учете стажа

В российской пенсионной системе существует значительное противоречие, которое затрагивает миллионы граждан, находящихся на пороге выхода на пенсию. Социальный фонд России, ранее известный как Пенсионный фонд, длительное время утверждает, что в его данных отсутствует информация о трудовом стаже граждан до 1996 года. Однако при этом ведомство активно использует свои полномочия, чтобы не учитывать эти «несуществующие» периоды при назначении пенсий.

Как это происходит на практике

Когда граждане обращаются за назначением пенсии, они обязаны представить документы, подтверждающие их трудовой стаж, накопленный до 1996 года. Это может включать трудовые книжки, справки с предприятий и архивные выписки. В то же время фонд не может предоставить данные из своей базы, ссылаясь на их отсутствие.

На первый взгляд, это кажется абсурдным: как можно проверять информацию, которой у вас нет? Тем не менее, несмотря на отсутствие данных, Социальный фонд разработал четкие методики расчета стажа за советский период и имеет право решать, что засчитывать, а что нет.

Бремя доказательства и его последствия

В результате вся ответственность за подтверждение трудового стажа ложится на граждан. Многие из них вынуждены обращаться в архивы ликвидированных предприятий, искать свидетелей или восстанавливать документы через судебные процессы. Это может занять месяцы, а в некоторых случаях и годы.

Если документы были утеряны по причинам, не зависящим от граждан, например, в результате ликвидации предприятия или уничтожения архивов, доказать свой стаж становится практически невозможно. И как результат – фонд принимает решения, не учитывающие интересы пенсионеров.

Корни проблемы и возможные изменения

Прикорни проблемы лежат в 1990-х годах, когда при создании новой пенсионной системы не была разработана единая электронная база данных о трудовом стаже граждан. Он остался неструктурированным и распылённым по предприятиям и архивам, многие из которых были утрачены в период экономических трудностей.

Персонифицированный учёт начал действовать только с 1996 года, оставив всё, что было до этого, без документального подтверждения. Логичным решением могла бы стать переноса бремени сбора информации с граждан на государство; создание базы данных на основе имеющихся архивов и законодательно закрепленная презумпция добросовестности граждан при отсутствии возможности подтвердить стаж.

Источник: КОММЕНТАРИЙ №1

Лента новостей