Недействительная сделка: почему покупатель сохранил имущество?

Недействительная сделка: почему покупатель сохранил имущество?

При банкротстве одного из бывших владельцев, покупатели могут столкнуться с неприятной ситуацией — государственное признание сделки недействительным может угрожать потерей приобретённого имущества. Однако даже в таком положении существуют варианты для защиты прав добросовестных покупателей.

История спора: покупка, перепродажа и банкротство

В 2018 году Платонова Алевтина продала два нежилых помещения Михайлову. Всего через год Михайлов перепродал их Ващинскому, а тот, в свою очередь, в 2021 году продал их Иванову Александру. Однако в процессе этих сделок в 2019 году против Платоновой началось дело о банкротстве.

Финансовый управляющий, проверяя сделки бывшей владелицы, оспорил сделку с Михайловым, заявив, что стоимость помещений (более 2,6 миллиона рублей) не была возвращена в конкурсную массу. Но на этом разбирательство не закончилось: управляющий подал иск к Иванову, утверждая, что тот не действовал добросовестно, так как цена, по которой он купил помещения, была слишком низкой — всего 40 тысяч рублей за каждое, хотя их кадастровая стоимость составляла около 300 тысяч рублей.

Судебные баталии и позиции сторон

Иванов, в свою очередь, утверждал, что действительная цена сделки была 1,4 миллиона рублей, о чем у него имелась расписка от Ващинского. Однако суд первой инстанции встал на сторону финансового управляющего, считая, что такая заниженная цена должна была насторожить Иванова и вызвала сомнения в его добросовестности.

К сожалению для Иванова, как и для его адвоката, апелляция и кассация подтвердили это решение. Казалось, правосудие не на стороне новоиспечённого владельца, но Верховный Суд РФ позже сделал важный шаг.

Поворот дела и защита добросовестного покупателя

Верховный Суд акцентировал внимание на ключевых аспектах: верно ли было определено, что имущество выбыло из владения собственника без его воли и, действительно ли Иванов действовал добросовестно?

Согласно статье 302 Гражданского кодекса России, имущество может быть истребовано у добросовестного приобретателя только если оно было утеряно собственником без его желания. В этом случае сделка, проведенная Платоновой, хоть и признана недействительной, была её осознанным решением.

Суд также отметил, что даже если продавец не имел права на совершение сделки, это не указывает автоматически на недобросовестность покупателя. Иванов действовал согласно принципам рынка: он нашел объявление о продаже, проверил документы у нотариуса и не обнаружил никаких обременений с помощью выписки из ЕГРН.

В конечном итоге Верховный Суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение, в результате которого Ростовский областной суд отказал в иске финансового управляющего, оставив нежилые помещения у Иванова.

Источник: Адвокат Швырёва Надежда

Лента новостей