С 1 сентября 2025 года вступают в силу обновленные правила, регламентирующие режим рабочего времени и отдыха для педагогов и других работников образовательных учреждений. Эти изменения закреплены в приказах Минпросвещения и Минобрнауки.
Что нового в рабочем режиме?
Одно из значительных нововведений — это четкое определение норм рабочего времени для педагогов, теперь продолжительность рабочего дня будет непосредственно зависеть от:
- типа образовательного учреждения;
- должностных обязанностей;
- наличия дополнительной нагрузки, например, классного руководства или участия в кружках.
Образовательные организации теперь получили больше свободы в составлении расписания, но при этом должны строго соблюдать права сотрудников на отдых и защиту от перегрузок. Основная цель изменений — улучшить баланс между рабочими нагрузками и временем на отдых, особенно в рамках учебной недели.
Что считается дополнительной работой?
Среди важных изменений — детальное перечисление видов дополнительной работы для педагогов, что поможет избежать недоразумений с начислением нагрузки и оплатой. К дополнительным обязанностям теперь относятся:
- индивидуальные и групповые занятия вне основного расписания;
- участие в конкурсах, спортивных мероприятиях и экскурсиях;
- классное руководство;
- проверка учебных работ;
- заведование учебными кабинетами и лабораториями;
- руководство методическими объединениями;
- другие задачи, указанные в трудовом договоре.
Такое уточнение дает педагогу возможность требовать, чтобы эти виды деятельности были включены в их индивидуальный план работы, а также предусматривать возможность дополнительной оплаты.
Особенности для вузов
Для преподавателей высших учебных заведений разработаны специальные правила, учитывающие особенности вуза. Новые положения включают:
- гибкое разделение рабочего дня;
- установление режима во время каникул;
- порядок работы при отмене занятий из-за непредвиденных обстоятельств.
Теперь учет научной и методической деятельности должен четко фиксироваться в общем объеме рабочего времени, что, как ожидается, поможет снизить уровень профессионального выгорания и улучшить общую организацию труда в образовательных учреждениях.