Сегодня, 22 ноября 2025 года, около 19 часов на перекрестке улиц Костромской и Космонавтов в Костроме 46-летний водитель автомобиля «Форд фокус» совершил наезд на 17-летнего пешехода, переходившего проезжую часть дороги по пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора.
В результате ДТП несовершеннолетний с травмами доставлен в медицинское учреждение.
Работу правоохранительных органов координирует помощник прокурора города Костромы Сергей Груздев, контролирует установление обстоятельств и причин ДТП, прокуратурой организована проверка.
Прокуроры активно используют судебные полномочия для обеспечения законности в сфере исполнения законодательства о дорожной деятельности.
По поручению Генпрокурора России Александра Гуцана прокуроры на постоянной основе обеспечивают законность при расходовании бюджетных средств, направленных на важнейшие инфраструктурные проекты в сфере модернизации автомобильных дорог, используя судебные механизмы. Особое внимание уделяется их реализации в рамках программных мероприятий национальных проектов.
Прокуроры инициируют оспаривание незаконно проведенных закупок, в судебном порядке реагируют на нарушения при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Так, в Тамбовской области по искам региональной прокуратуры с подрядчика в бюджет взысканы не предусмотренные контрактами произведенные авансовые платежи и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 102 млн рублей. При этом по прошествии полутора лет и до настоящего времени компания к выполнению дорожных работ не приступила, инициировано уголовное преследование.
В Хакасии после вмешательства прокуратуры на подрядные организации возложена обязанность возвратить 35,5 млн рублей, безосновательно полученных по договорам на ремонт автомобильных дорог, которые заключены неконкурентным способом под предлогом чрезвычайных обстоятельств – роста цен на строительные материалы. При этом суд указал, что фактическое выполнение ими работ в отсутствие надлежащим образом заключенного контракта не влечет возникновения у заказчика обязанности по их оплате, перечисленные заказчиком денежные средства являются неосновательным обогащением. А отсутствие предусмотренных законом публичных процедур при закупке лишило возможности других предпринимателей, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контрактов.
В Рязанской области выявлено, что вместо единой сделки на поставку битума муниципальным бюджетным учреждением контракт искусственно раздроблен на два договора с целью уклонения от соблюдения требований антимонопольного законодательства. По иску прокуратуры в бюджет возвращено 900 тыс. рублей, неправомерно выплаченных единственному поставщику.
Также принимались меры к компенсации ущерба, причиненного преступными и иными противоправными действиями.
Так, в Калужской области удовлетворен иск прокуратуры о взыскании в казну 107 млн рублей с бывших должностных лиц «Центра безопасности дорожного движения», допустивших закупку на бюджетные средства по завышенной цене аппаратных комплексов фиксации нарушений.
В Орловской области по результатам рассмотрения иска прокуратуры с бывшего руководства «Управления коммунальных хозяйством» в бюджет взыскано 77 млн рублей ущерба, причиненного закупкой у подконтрольного лица интеллектуальной транспортной системы городской агломерации, которая в действительности не была создана и не функционировала. В результате не были реализованы соответствующие мероприятия национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги».
Прокуратурой Челябинской области вскрыта финансовая схема в организации, выполнявшей в регионе различные дорожные работы. В частности, имея 500 млн рублей административных штрафов, назначенных ФАС России за участие в картельном сговоре, и намереваясь уйти от их оплаты, компания создала фиктивную задолженность перед аффилированной с ней фирмой на 700 млн рублей. В итоге инициировано контролируемое банкротство подрядчика. Вступив в дело о несостоятельности, прокурор доказал сговор юридических лиц, оспорил долг между ними. В результате судом задолженность исключена из реестра требований кредиторов, а штрафные санкции оплачены бенефициаром должника в полном объеме.
С начала 2024 года прокурорами в суды направлено свыше 18 тыс. исков на сумму 2,7 млрд рублей, 2,5 млрд рублей составила сумма возмещенного государству ущерба от преступлений либо ненадлежащего исполнения контрактных обязательств. Вступление прокуроров в арбитражные процессы для защиты публичных интересов позволило сохранить в казне 500 млн рублей.
Работа на данном направлении будет продолжена.
Под председательством Александра Гуцана состоялось заседание коллегии, посвященное практике применения конфискации имущества в уголовном судопроизводстве.
В Генпрокуратуре России проведено заседание коллегии «О практике применения меры уголовно-правового характера в виде конфискации имущества».
Обращаясь к участникам мероприятия, Александр Гуцан подчеркнул важность рассматриваемой темы в контексте обеспечения безопасности общества и экономических интересов государства: «Конфискация добытого преступным путем имущества, доходов от него, а также средств и орудий совершения преступления – один из ключевых инструментов обеспечения неотвратимости ответственности за совершенные преступления, а также ослабления экономической базы преступности».
Генпрокурор России указал на имеющиеся недостатки в деятельности оперативных служб, следственных органов и прокуроров, которые существуют на практике. Это приводит к тому, что только каждое третье поручение о розыске активов, за счет которых возможно применение конфискации, оказывается результативным.
На заседании отмечено, что современная конфискация – это не карательная мера, а инструмент, который, в первую очередь, позволяет вернуть в казну незаконно нажитые активы, лишить преступников возможности продолжать незаконную деятельность.
К примеру, благодаря совместной работе прокуроров с иными заинтересованными ведомствами за 2,5 года обеспечена полноценная работа института конфискации автомобилей у водителей, управляющих в состоянии опьянения, либо без прав. По делам о повторном управлении транспортом в состоянии опьянения конфисковано более 33 тыс. автомобилей. Свыше 5,5 тыс. единиц конфискованной техники передано в зону СВО, на развитие новых регионов – 146 единиц, в МЧС – еще 19. По итогам 2024 года такой вид преступлений, как «нетрезвое вождение», сократился на 15 %. В 2025 году тенденция снижения продолжается.
Прокуроры добиваются конфискации принадлежащих подсудимым орудий и средств совершения преступлений – дорогостоящих оружия и водного транспорта у браконьеров, бензопил и спецтехники у нелегальных лесорубов, игорного оборудования у организаторов подпольных казино. Повышенное внимание уделяется конфискации коррупционных доходов.
Однако коррупционерами, торговцами контрафактным алкоголем, контрабандистами древесины и расхитителями иных природных богатств страны все же предпринимаются меры по сокрытию преступно нажитого. В частности, речь идет об оформлении недвижимости и дорогостоящего транспорта на подконтрольных лиц, переводе денег на зарубежные счета.
«Состоявшееся обсуждение показало, что принятые организационные и надзорные меры не в полной мере оказали положительное влияние на формирование единой правоприменительной практики, – отметил Александр Гуцан. – Эта работа требует продолжения. Скорее даже наращивания усилий для устранения грубых просчетов и системных недостатков в обеспечении применения конфискации».
В частности, Генпрокурор России акцентировал внимание на формальном подходе к проверкам имущественного положения подозреваемых и обвиняемых, неэффективном осуществлении надзорных полномочий на стадии расследования, отсутствии наступательности в судебных процессах.
В этой связи органам прокуратуры предписано скоординировать и активизировать усилия уполномоченных органов по поиску нелегальных активов, в том числе у третьих лиц, не исключая бывших супругов, родственников и иных близких, которые владеют ими формально. Обеспечить своевременный арест имущества, доказывание на следствии и в суде нелегальности его происхождения, добиваясь реального изъятия в доход государства.
Доходы от нелегальной деятельности должны поступить в бюджет и служить на благо страны, способствовать экономическому развитию и выполнению социальных программ.








































