Доходность операторов, предоставляющих угольщикам вагоны под транспортировку их продукции, обвалилась в 2-2,5 раза в июне 2025 года по отношению к началу прошлого года из-за кризиса в добывающей отрасли. Перевозчики вынуждены вступать в ценовую конкуренцию в сложившихся условиях.
Текущий уровень ставок предоставления вагонов не позволяет операторам окупать парк, приобретенный после 2018 года (например, в прошлом году средняя стоимость типового полувагона оценивалась в 5,7 млн руб.) Проблему усиливают высокие операционные затраты на ремонт, который уже в начале текущего года подорожал до трехлетнего максимума.
Ставки предоставления вагонов могут вернуться к уровню окупаемости инвестиций при росте погрузки на сети РЖД (за первое полугодие она сократилась на 7,6%, в частности угля — на 3,6%), но участники рынка не ожидают существенного восстановления отгрузок в среднесрочной перспективе.
Фото: Илья Галахов / Global Look Press