Балалайка, водка, шапка-ушанка и косолапый мишка возглавили список предметов, которые россияне выбрали бы в качестве подарка иностранцу для объяснения что такое «душа России». Об этом говорится в исследовании ВЦИОМ, которое было представлено на полях ПМЭФ.
На вопрос о символическом подарке, который лучше всего отражает «душу России», 79% ответов респондентов относились к элементам традиционной культуры. В топ-10 вошли: балалайка (8%), водка (6%), шапка-ушанка (6%), мишка (6%), российский флаг (5%), национальная одежда (5%), книги (4%), платки (4%), самовар (3%) и валенки (2%).
Отдельно социологи изучили, как россияне понимают само выражение «душа России» (открытый вопрос). Ответы распределились по категориям: треть связали «душу» с народом, менее трети — с духовностью, каждый пятый назвал природу, каждый десятый — культуру, а государство и символы России выбрало 11%. В категории «народ» чаще всего называли «людей» и «россиян» (16%), а также положительные качества (8%). Среди духовных ценностей лидировали патриотизм (8%) и православие (4%). В группе «государственные символы» лидировали «Москва и столица» (3%) и президент страны (2%).
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров пояснил, что исследование проводится в том числе для создания «визуального кода» России, который будет использоваться в креативных индустриях. Отвечая на вопрос РБК о категории «духовность», социолог пояснил, что, по его оценке, под ней россияне понимают то, что отличает их от жителей других стран, некий «социальный клей».
«Этим понятием они отделяют себя от других обществ, которые, по их мнению, не все, но в большинстве своем менее духовные, не такие устремленные вверх. В первую очередь это отстройка от западного общества, которое россияне воспринимают менее идеалистическим, чем российское»