Аквапланирование: как уйти от заноса на мокрой дороге и остаться в живых
Летний ливень — это не только свежесть. Это мина замедленного действия для автомобилистов. Одна лужа — и машина почти неуправляема. Явление, при котором происходит полная или частичная потеря сцепления из-за присутствия водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги, называется аквапланированием.
Почему машина «плывет» или физика за 30 секунд:
Шина не успевает отводить воду через каналы протекторов. Между резиной и асфальтом возникает водяной клин. Контакт с дорогой = 0. Вы перестаете тормозить, поворачивать и ускоряться. Длится это секунды, но их хватит для катастрофы.
Три главных врага автомобилиста:
СКОРОСТЬ: на слое воды в 5 мм риск всплытия на скорости 70-80 км/ч резко возрастает.
ИЗНОШЕННЫЕ ШИНЫ: глубина протектора менее 4 мм? Резина превращается в «лысую» и не может отвести воду.
ГЛУБИНА ЛУЖИ И ДАВЛЕНИЕ: чем глубже вода и чем ниже давление в шинах (даже немного), тем легче машине «взлететь».
Критические ошибки. Не делай так
НЕ ТОРМОЗИ РЕЗКО: блокировка колес гарантирует полную потерю управления.
НЕ ДЕРГАЙ РУЛЬ: машина на водяной подушке сорвется в занос мгновенно.
НЕ СБРАСЫВАЙ РЕЗКО ГАЗ - это может спровоцировать снос передней оси.
Алгоритм спасения: как вернуть контроль
ДЕРЖИ РУЛЬ ПРЯМО: любое вращение усугубит снос машины.
ПЛАВНО СБРОСЬ ГАЗ. Цель — снизить скорость и позволить шинам «продавить» воду.
НЕ ТРОГАЙ ТОРМОЗА(И СЦЕПЛЕНИЕ — если у вас механическая коробка переключения передач), пока машина не «зацепится» за асфальт.
ПРОСТО ПОДОЖДИТЕ. Обычно хватает 1-3 секунд — вы почувствуете возвращение сцепления.
ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ аккуратно корректируйте траекторию плавными движениями.
Профилактика: готовься до дождя
ШИНЫ - ВАШЕ ВСЕ: летняя резина с глубиной протектора > 4 мм (лучше 5-6 мм) и качественным водоотводящим рисунком — основа безопасности.
ПРОВЕРЯЙТЕ ДАВЛЕНИЕ: перекачанные/недокачанные шины хуже отводят воду. Проверяйте давление холодных шин (утром или после простоя >2 часов) - измерение на «горячих»шинах может дать ложный результат.
СКОРОСТНОЙ РЕЖИМ: при сильном дожде и лужах — снижай скорость на 20-30 км/ч от привычной. Видишь лужу - сбрасывай газ заранее.
ИЗБЕГАЙТЕ ДВИЖЕНИЯ ПО КРАЙНЕМУ ЛЕВОМУ РЯДУ в сильный дождь – там часто скапливается больше воды.
ПО ВОЗМОЖНОСТИ ОБЪЕЗЖАЙТЕ ЛУЖИ
ТОРМОЗА — ИСПРАВНЫ: малейшая «ватность» или увод авто в сторону при пробном торможении на сухом асфальте — повод срочно обратиться в сервис.
Будьте готовы к дождю и не надейтесь на авось и удачу